Исраэль Меир ха-Кохен получил традиционное начальное образование в доме родителей, а с 10 до 17 лет учился в одной из ешив Вильно. В 1855 г. он поселился в м. Радунь Гродненской губернии, где продолжал изучать Талмуд и раввинистическую литературу. В 1868 г. он возглавлял ешиву в Василишках близ Вильно, а в 1869-м вернулся в Радунь, куда к нему начали стекаться многочисленные ученики и где в том же году он основал ешиву, выросшую в одну из крупнейших в Востоной Европе и известную как Ешива Хафец-Хаим. С 1915 г. р. Исраэль Меир вместе со многими его учениками жил в разных городках внутренних губерний России. В 1917 г. он принимал участие в создании Ахдут, организации ортодоксального русского еврейства. В 1921 г. рабби переехал в Минск, а через некоторое время опять вернулся в Радунь, оказавшийся в составе Польши. Он был одним из основателей религиозной партии Агудат Исраэль и открыл первый её съезд в Вене в, 1923 г. Исраэль Меир ха-Кохен не занимал должности раввина или других оплачиваемых постов. Многие годы его семья жила с доходов от бакалейной лавочки, которую держала его жена, а он помогал ей вести несложную бухгалтерию. Свободное время Исраэль Меир ха-Кохен посвящал трудам по Галахе и этике, религиозному образованию, благотворительным и общественным делам. Первым из трудов р. Исраэля Меира ха-Кохена была опубликованная им анонимно в 1873 г. книга "Хафец-Хаим" (Жизнелюб), посвящённая детальному обсуждению греха злоязычия. Название этой книги стало широко использоваться в качестве имени её автора. В книге "Ахават хесед" (Влечение к благодеянию, 1888) автор исследует детали предписаний о благотворительности. Над своим капитальным и широко популярным трудом "Мишна брура" (Ясное учение, в 6-ти томах, 1884-1907) - толкованием раздела "Орах Хаим" в своде "Шулхан Арух" - Исраэль Меир ха-Кохен работал 28 лет. Его книга "Махане Исраэль" (Стан Израилев, 1881) представляет собой руководство по соблюдению предписаний Галахи для солдат-евреев в царской армии. Галахические труды Исраэля Меира ха-Кохена отличает краткость изложения и четкость практических выводов. Установления прослеживаются им до первоисточников. Его этические сочинения проникнуты искренней богобоязненностью и написаны ясным доступным языком. Зарождение движения Ховевей Цион и первые попытки заселения Эрец-Исраэль евреями были восприняты р. Исраэлем Меиром ха-Кохеном как знамение наступления эры киббуц галуйот, за которым последует пришествие Мессии. Исходя из этого, он усердно занялся разработкой предписаний, относящихся к Храму и жертвоприношениям. При этом он отмежёвывался от сионистского движения и осуждал секулярный образ жизни нового ишува.
Израиль - библейское имя. Имя Меир означает "излучающий свет" на иврите. Имя ха-Кохен означает "священник". Фамилия Каган и имя ха-Кохен происходят от ивритского слова кохен - "священник", обладатели подобных фамилий считаются потомками священников, служивших в Иерусалимском Храме.
Вне Нью-Йорка - Хафец-Хаим - кибуц на севере Израиля, в долине Ха-Шфела, относящийся к региональному совету Нахаль-Сорек. |