Сердце моё на Востоке, а сам я на крайнем Западе. Иегуда Галеви
Иегуда Галеви считается величайшим поэтом Золотого века испанского еврейства. Живя в эпоху непрекращающихся религиозных войн, он сочинил более восьмисот стихотворений, собранных в книгу "Песни Сиона". Темы его стихов были обычными для поэзии испанских евреев: любовь и горе, благочестие и Сион. Исполненные необычайной живости и богатства образов, они стали жемчужинами европейской литературы. Галеви учился в ешиве в Люсене у рава Ицхака Альфаси, обучался также светским наукам и медицине. Он провёл несколько лет в мусульманском городе Кордове, работая врачом, сочиняя стихи на древнееврейском, занимаясь искусством и увлекаясь женщинами. Этот счастливый период вдохновил его на хвалебные песни любви и вину в духе современной ему арабской поэзии, они остаются наиболее цитируемыми из его сочинений. Побывав в Гранаде, Галеви отправился в двадцатилетнее путешествие по другим частям Испании (часто в сопровождении своего друга, поэта Авраама ибн Эзры). Он также посетил Александрию (Египет) и Палестину. Итогом этих странствий явилось множество поэтических произведений, отражавших его мысли о судьбе еврейского народа. Он считал, что если евреи не были защищены после своего многовекового процветания в Испании (сравнимого с успехом еврейских общин в Германии 19-го и в Америке 20-го века), то им грозила опасность везде, кроме Израиля. Его призывы к Возвращению в Сион сделали его предтечей сионизма. Галеви сочинил также около двухсот панегириков в честь выдающихся людей своего времени и триста пятьдесят пиютов - религиозных поэм, воспевавших еврейские праздники, ревностное служение Богу и особое место иудаизма в мировой цивилизации. Некоторые из его пиютов канонизированы литургией. Единственный философский труд Галеви - "Кузари" ("Хазары") - написан по-арабски и лишь позднее был переведен на древнееврейский; он имеет подзаголовок "Книга аргументов и доказательств в защиту презираемой веры". Это философский трактат, главная мысль которого в том, что еврейский народ выступает единственным посредником между Богом и остальным человечеством. В конце истории все народы будут обращены в иудаизм; обращение хазар он расценивает как символ или знамение этого предопределённого итога. Написанная в форме вопросов и ответов, книга описывает дискуссию царя хазар с эллинским философом и представителями иудаизма, христианства и ислама в поиске истинной и подходящей для его народа веры. (В основу положен исторический факт, относящийся приблизительно к 740 г.). После разоблачения духовного вакуума, скрытого за греческой логикой (которой он восхищается), Галеви признаёт долг христианства и ислама перед иудейскими истоками, одновременно объявляя неплодотворной их последующую историю. "Хазары" оказали огромное влияние на последующих еврейских мыслителей - от приверженцев каббалистики и хасидских учений до таких философов 20-го века, как Франц Розенцвейг и Аврам Ицхак Кук.
Большинство историков считают, что в последние годы жизни
Галеви отправился в Эрец-Исраэль, но по дороге умер в Египте. Легенда же
утверждает, что певец еврейской диаспоры Иегуда Галеви в последний день жизни
всё же вошёл в Иерусалим, поцеловал священные камни - и был растоптан конём
арабского всадника. Иегуда (Иуда) - библейское имя. Фамилия Галеви произошла от названия колена Леви с ивритской приставкой га-).
Вне Нью-Йорка - Памятник Галеви работы Марианжелес Лазаро Гиль перед музеем Ралли в Кейсарии, Израиль. - Улица Галеви есть чуть ли не во всех городах Израиля. В Беэр-Шеве, Тель-Авиве и Герцлии есть улицы "Кузари". Таким образом, чтят не только поэта, но и его произведение.
Вне Земли
В честь Галеви назван кратер на Меркурии. |