Неемия - еврейский наместник Иудеи под властью Персии, автор одноименной книги Библии, соратник Эзры в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из вавилонского плена. Знатный вельможа (виночерпий) при дворе Артаксеркса I в Сузах, Неемия был по собственной просьбе назначен наместником провинции Иехуд (Иудея) и получил разрешение восстановить Иерусалим. Как наместник Неемия был облечен широкими полномочиями с правом прибегать в случае надобности к помощи размещённого в провинции персидского гарнизона. В 445 г. до н. э. Неемия прибыл в Иерусалим, где ему удалось побудить народ к участию в восстановлении городской стены. Благодаря энтузиазму строителей работы были завершены за 52 дня. Снискав широкую поддержку в народе, Неемия вступил в конфликт с иерусалимской знатью во главе с первосвященником Эльяшивом, враждебность которой особенно усилилась после проведения Неемией ряда социальных реформ, направленных на улучшение положения широких слоев населения Иудеи, в частности - освобождения попавших в долговое рабство крестьян и возвращения им наследственных наделов. Иерусалимская знать нашла себе союзника в лице Санваллата, назначенного персидскими властями наместником соседней Самарии, и самаритянской аристократии, опасавшейся усиления Иерусалима. После окончания работ по укреплению Иерусалима, в праздник Суккот, когда население Иудеи совершало паломничество в Иерусалимский храм, Эзра публично читал и толковал законы Торы, после чего, как некогда в царствование Иосии, народ взял на себя обязательство соблюдать их. Этот договор, означавший превращение библейских законов в гражданское законодательство Иудеи, был подписан священниками и знатью - вероятно, под давлением Неемии и народного собрания, так как, среди прочего, этот договор содержал запрет родниться с окружающими народами, явно направленный против иерусалимской и самаритянской знати. Другие важные пункты этого договора - обязательное соблюдение субботы и поддержка Храма и его служителей. В 432 г. до н. э. Неемия был вызван к царю в Сузы. Воспользовавшись отсутствием Неемии и в надежде, что его назначение не будет возобновлено, иерусалимская знать во главе с первосвященником Эльяшивом попыталась ликвидировать социальные реформы Неемии. Однако пребывание Неемии в Персии было недолгим, и по возвращении в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Острый конфликт с первосвященником выразился в изгнании сына последнего из Иерусалима. Неизвестно, как долго Неемия оставался наместником.
Деятельность Неемии и Эзры заложила основы
социальной, религиозной, экономической и государственной жизни возрождённой
Иудеи персидского периода. Свидетельством широкого признания выдающейся
исторической роли Неемии служит включение его книги (по существу, мемуаров) в
библейский канон. Имя Неемия означает "Господь утешил".
|