...в древние времена, когда Тора была забыта в Израиле, пришёл из Вавилона Эзра-книжник и восстановил её. А когда снова была забыта, пришёл Гиллель Вавилонянин и восстановил её. Вавилонский Талмуд, Сукка, 20а
Если не ты для себя, то кто для тебя? Но если ты только для себя, то зачем ты?
Гиллель Гиллель, наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго Храма, занимал должность главы Синедриона, на которую, согласно талмудическим источникам, был назначен за 100 лет до разрушения Храма, т.е. в 30 г. до н.э., и занимал этот пост до самой смерти. Он стал родоначальником династии, которая более 400 лет руководила еврейской жизнью. Диспуты между Гиллелем и Шаммаем и их последователями свидетельствуют об изменениях в духовной жизни евреев в этот период. Главным достижением Гиллеля считается установление герменевтических правил для истолкования Торы и выведения Устного Закона (Галахи). Гиллель поставил себе целью приблизить людей к Торе и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос. В противоположность Шаммаю, Гиллель с готовностью принимал в прозелиты. Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Гиллель обучил его всей Торе за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Гиллель ответил: "Чего не желаешь себе, не делай и ближнему своему, - в этом и есть весь Закон; все остальное - комментарий.". Личность Гиллеля, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. Еврейские студенческие союзы и ассоциации, по традиции, называются его именем.
Библейское имя Гиллель - от слова halal - "похвала" на иврите.
Вне Нью-Йорка - Имя Гиллеля носят улицы в Иерусалиме, Хайфе и Герцлии. В Тель-Авиве и Беэр-Шеве улицы называются Гилель Газакен (Гилель Старший), чтобы отличить его от мудрецов талмудических времен, носивших то же имя, но живших намного позже. - Его имя носит мошав Бет-Гиллель на севере Израиля. - В Иерусалиме перед Кнесетом стоит семисвечник работы скульптора Бено Элькана, украшенный барельефом с различными эпизодами из еврейской истории. Один из них изображает Гиллеля, участливо наклонившегося к человеку, стоящему на одной ноге. |