Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Януш Корчак
Корчак рос в обеспеченной ассимилированной еврейской семье, воспитывался в духе польской культуры, учился в престижной русской гимназии. Но когда ему исполнилось одиннадцать лет, семью постигло несчастье: отец, добрый и талантливый человек, безнадёжно заболел - у него развилась душевная болезнь. Семь лет болезни отца привели к тому, что семья быстро обеднела. Молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру, он продолжал учиться и, окончив в 1898 г. гимназию, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак он начинает активную журналистскую деятельность. Как признавал сам Корчак, его литературные вкусы формировала великая русская литература 19-го века. В 1905г. выходит повесть "Дитя Гостиной", принесшая ему первую известность. Он свободно владел польским, еврейским и русским языками, хорошо знал немецкий и французский. В 1904 г. Корчак заканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице Варшавы. В том же году участвует в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя, а после фронта практикуется в клиниках Берлина, Парижа и Лондона. Вернувшись в Варшаву, он становится знаменитым врачом, славится как диагност, имеет большую практику, а также работает в одной из детских клиник, где на протяжении семи лет лечит не только тела, но и души детей, делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли. В 1907-08 гг. Корчак работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей. В 1912 г. он становится директором Дома Сирот, которым руководит до конца жизни. В Доме сирот было более ста детей (в 1940 г. - более двухсот) и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора. Это было маленькое "государство" детей, во главе которого стоял Совет самоуправления. По спорным вопросам проводились опросы общественного мнения. Большое значение имел в доме "Товарищеский суд", кодекс для него сочинил сам "пан доктор"; суд выносил одно из двух решений: оправдать или... простить. Во время Первой мировой войны он - ординатор полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 г. откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах. В военные годы зарождается одна из главных его педагогических книг "Как любить ребёнка" (1918), ставшая жизненным кредо автора. "Детей нет - есть люди, - утверждал Корчак. - Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств". В 1918 г. Корчак возвращается в Варшаву. Преподает в Институте специальной педагогики и Свободном польском университете, пишет книги для детей и книги о детях. Особое место среди книг Корчака занимает дилогия "Король Матиуш Первый" и "Король Матиуш на необитаемом острове" (1923). Работая на польском радио под псевдонимом "Старый Доктор", он становится советчиком для десятков тысяч слушателей. В одном из его писем есть такое высказывание: "Проблема человека, его прошлого и будущего на земле, несколько затеняет для меня проблему еврея". Однако после 1933 г. во взглядах Корчака происходят заметные изменения. Он - известный польский писатель и общественный деятель, у которого столько друзей среди поляков, который вырастил кроме еврейских сирот несколько поколений польских воспитанников (ведь он руководил ещё одним домом - для детей польской бедноты) - начинает всё больше размышлять об антисемитизме в родной Польше, интересоваться судьбами своих выпускников, поселившихся в Эрец-Исраэль. Он получает от них приглашения и приезжает на Святую Землю дважды - в 1934 и в 1936 гг. Эти поездки привели к сближению Корчака с польским еврейством, он стал помогать халуцианским молодёжным движениям, в его рассказах этого периода появляются сионистские мотивы. Когда началась Вторая мировая война и Варшава была оккупирована, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 г. его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили бывшие воспитанники. Он возвращается в Дом Сирот, который находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днём ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался. 5 августа 1942 г. детей Дома Сирот отправили в нацистский лагерь смерти Треблинка. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру.
Имя Януш - польская форма библейского имени Йехоханан, означающего "Яхве милостив". Имя Хенрик - польская форма германского имени Heimirich, состоящего из элементов heim - "дом" и ric - "власть". Фамилия Корчак произошла от украинского слова корч, которое означает "пень". Фамилия Гольдшмит означает "ювелир" на идиш.
Вне Нью-Йорка Памятники:
Во многих городах Израиля есть улица, названная в честь Януша Корчака, в городе Холон его именем названа школа.
Вне Земли
|