Мордехай изучал семитские языки в Варшавском университете. С 1935 г. он был членом "Фрайхайт" (Свобода) - молодёжного крыла движения "Поалей Цион". В 1938 г. стал членом центрального комитета "Ха-Халуц" (Пионер) - сионистской организации, готовившей молодёжь к жизни в Палестине. После раздела Польши в 1939 г. члены этой организации проявляли наибольшую активность в еврейском антифашистском Сопротивлении. В начале Второй мировой войны Мордехай оказался в Вильнюсе. Он надеялся добраться до Палестины, а когда этот план оказался неосуществимым, принял участие в создании подпольной сети для помощи евреям на оккупированных территориях. Достав себе фальшивые документы на имя татарина Юсуфа Тамарова, Тененбойм весной 1942 г. вернулся в Варшаву, участвовал в создании еврейской боевой организации и в издании подпольной газеты движения "Фрайхайт". В ноябре 1942 г. Еврейская Боевая Организация направила Мордехая в Белосток, во главе группы из 28 молодых сионистов-социалистов из движений "Дрор" и "Ха-шомер Ха-цаир", для создания подпольной боевой организации в гетто. В июле 1943 г. произошло временное объединение сионистских и коммунистических молодёжных движений Белостока в большую организацию "Тель-Хай". Тененбойм-Тамаров был выбран командиром, его заместителем - коммунист Даниэль Мошкович. В августе 1943 г. нацисты приступили к ликвидации Белостокского гетто, и подпольщики во главе с Тененбоймом подняли восстание. После трёх дней отчаянных боев оно было подавлено, а его вожди, израсходовав все боеприпасы, покончили с собой. В 1945 г. Тененбойм был посмертно награждён польским орденом "Крест Грюнвальда". Находясь на территории гетто, Тененбойм создал архив и вёл дневник. В 1947 г. в Тель-Авиве были опубликованы его уцелевшие письма - под названием "Листы из пламени". В 1948 г. был опубликован дневник Мордехая.
Библейское имя Мордехай - персидского происхождения, значение - "слуга (бога) Мардука". Фамилия Тененбаум произошла от немецкого слова Tannenbaum - "новогодняя ёлка".
Вне Нью-Йорка - Площадь Мордехая Тененбойма на территории бывшего Белостокского гетто (2008). |